Партнёрская Программа для вебмастеров Рунета


ОАО "ЗВЕЗДА" неофициальный сайт


Гостевая книга
Что означает логотип ОАО Звезда ПОЧТА
История одного забытого проекта. Ныряющий КР
 

Внимание История этого уникального проектного эксперимента восходит к тем временам, когда указания высшего руководства воспринимались как истина в последней инстанции и служили руководством к действию. Именно поэтому столь трудно согласовывавшийся проект продолжал упорно разрабатываться судостроительными конструкторскими бюро и их контрагентами. Идею подал лично Никита Сергеевич Хрущев. Осматривая как-то на военно-морской базе в Балаклаве быстроходные катера проектов ЦКБ-19 и ЦКБ-5 и наблюдая базировавшиеся там же подводные лодки, он высказал мысль,что с целью обеспечения скрытности действий флота, что особенно важно в условиях атомном войны, надо стремиться "погрузить" флот под воду, и предложил для начала "погрузить" под воду ракетный катер.

Разработка проекта 1231 малого погружающегося ракетного корабля была поручена ЦКБ-19 Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению. Главным конструктором назначили начальника бюро Игоря Костецкого. Под разработку проекта ЦКБ-19 был передан Ленинградский Морской завод как опытная и строительная база ЦКБ. Немаловажную роль проект сыграл в организационном объединении конструкторских сил ЦКБ-19 и ЦКБ-5 в одно бюро, впоследствии получившего наименование Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз".

В связи с объединением двух КБ главным конструктором проекта 1231 стал начальник ЦКБ-5 Евгений Юхнин.
начала проектирования корабля в качестве основного способа обеспечения высокой скорости хода в надводном положении был принят принцип движения на подводных крыльях. Исследовались различные комбинации подводных крыльев и форм корпуса: от остроскулых глиссирующих до лодочных. Отработка формы корпуса и схемы подводных крыльев проходила испытаниями моделей в опытовом бассейне, на озере и в аэродинамических трубах.

Трудоемкий процесс оптимизации гидродинамической компоновки завершился представлением в техническом проекте трех вариантов его технического облика: с двумя подводными крыльями, с одним носовым крылом и вообще без подводных крыльев. Варианты значительно отличались главными размерениями, водоизмещением и скоростями надводного хода. Другие основные технические показатели оказались примерно равными. Наиболее приемлемым для дальнейшей разработки представлялся вариант с одним носовым крылом. Несмотря на меньшую скорость хода, характеристики балансировки и управляемости в подводном положении были лучше, чем у более скоростного варианта с двумя подводными крыльями (особенность крылатых вариантов - осуществление балансировки и управляемости корабля в вертикальной плоскости в подводном положении поворотом всего носового крыла по углу атаки).

В качестве главных двигателей на различных стадиях проекта рассматривались газовые турбины, имеющие большие агрегатные мощности, и дизели различного типа и количества, не требовавшие больших воздухоприемных шахт и обладающие меньшими габаритами.

Принятый для технического проекта дизель М507 представлял собой агрегат из двух серийно освоенных дизелей М504. Для быстрого всплытия корабля предусматривалась возможность продувания цистерн главного балласта выхлопными газами этих двигателей.

Дизель М507


При проектировании было выполнено большое количество поисковых проработок с целью изыскания оптимальной схемы передачи мощности к движителям при ходе под водой и в режиме РДП, в том числе с обратимой электрической машиной "генератор-электродвигатель", с третьим валом, угловыми редукторами, гидравлическими передачами, насосами и гидромоторами. Окончательно была выбрана двухвальная установка с дизелями надводного хода и гребными электродвигателями для подводного хода.

Энергетическая установка оказалась весьма сложной и включала большое количество механизмов и устройств. Одних только дсполнительных механизмов системы дистанционного автоматического управления насчитывалось около 80 (с соответствующей сетью коммуникаций). Тем не менее использование автоматического управления позволило, в частности, управлять энергетикой корабля из центрального поста без нахождения личного состава в моторном отделении.

Проектирование ракетоносца началось в январе 1959 года и продолжалось до конца 1964 года, когда уход Н.С. Хрущева с политической сцены автоматически положил конец работам, которые вряд ли могли привести к реальному успеху, несмотря на всю самоотверженность конструкторов.
Полная версия статьи
Однако, забыт ли проект на самом деле?

В сентябре 2002 года ВМС США подписали с корпорацией Titan контракт на разработку экспериментального литорального корабля (littoral surface craft -experimental - LSC-X). Однако Titan, не обладая каким-либо опытом проектирования и строительства кораблей, выступила лишь в роли интегратора проекта, то есть искала подходящих субподрядчиков и распределяла среди них заказы. На это начинание американский флот отпустил 59,9 миллиона долларов. В качестве проектировщика LSC-X корпорация Titan выбрала британское конструкторское бюро Nigel Gee Associates, а само строительство корабля, получившего обозначение X-Craft, было поручено верфи Nichols Brothers Boat Builders в штате Вашингтон, специализирующейся на строительстве паромов-катамаранов и других скоростных коммерческих судов.

Экспериментальный X-Craft, которому присвоено имя Sea Fighter («Морской боец»), - катамаран из алюминиевого сплава с широким и объемным надводным корпусом, выполненным в соответствии с требованиями технологий stealth. Он опирается на два узких, «разрезающих волну» корпуса.
Длина судна - 73 м, ширина - 22 м, водоизмещение - около 1100 т.
Энергетическая установка - дизель-газотурбинная. Две газовые турбины LM2500 компании General Electric и два дизеля MTU 16V 595 ТЕ 90 суммарной мощностью 67000 л/с способны обеспечить полный 50-узловой ход на тихой воде (40 узлов -при волнении 4 балла). Движители - 4 водомета Kamewa 125SII. Дизели предназначены также для экономического хода, которым X-Craft обязан пробегать 4000 миль без дозаправки топливом.

В носовой части расположена смещенная к левому борту небольшая надстройка с закрытым мостиком, ходовой рубкой и командным пунктом управления взлетом и посадкой вертолетов. От рубки до среза кормы - взлетно-посадочная вертолетная палуба, на которой одновременно могут размещаться и обслуживаться два вертолета среднего класса МН-60 (модификация известного палубного вертолета SH-60 Sea Hawk) или один тяжелый вертолет МН/Н-53Е Sea Dragon взлетной массой около 30 тонн. Под верхней палубой - так называемая «бухта миссий» (mission bay). В этом просторном помещении побортно размещаются двенадцать 20-футовых контейнеров-модулей с вооружением и обеспечивающим снаряжением для участия корабля в разного рода операциях: противоминных, противолодочных, а также против надводных кораблей.

На верхнюю палубу модули поднимаются лифтом, расположенным сразу за надстройкой. Использование оружия предусматривается главным образом с вертолетов и беспилотных летательных аппаратов, хотя и не исключается размещение модулей с противокорабельными ракетами на вертолетной палубе. Вместо нескольких контейнеров в «бухте миссий» могут располагаться автомобили повышенной проходимости, беспилотный вертолет Fire Scout или быстроходные 7-метровые катера жестко надувного типа. Еще два 11-метровых катера такого же типа помещаются ближе к корме в диаметральной плоскости «бухты миссий». Там же находится устройство для спуска на воду и подъема на борт катеров на ходу. В корме - рампа, через которую в пунктах базирования с трейлеров производится загрузка «Морского бойца» контейнерами-модулями и другим снаряжением, то есть способом, применяемым на гражданских судах типа Ro-Ro.

Модули в контейнерах - ключевые элементы программ LSC-X и LCS. Идея размещения сменного корабельного вооружения и снаряжения в стандартных контейнерах - сама по себе не новая. Она основана на принципе детского конструктора LEGO. Еще в начале 80-х годов ВМС Дании (как известно, именно эта страна - родина LEGO) начали, а затем в 90-х годах минувшего века успешно реализовали программу Standard Flex 300.

Были построены 14 кораблей типа Flyvefisken, которые в зависимости от состава модулей могут выполнять функции легких ракетных корветов, патрульных кораблей, тральщиков, минных заградителей и гидрографических судов.

Элементы концепции Standard Flex внедряются при строительстве новых кораблей не только для датских ВМС, но и других стран. Так, на шведских корветах типа Visby тоже предусмотрено использование модульной схемы. По заявлению командования ВМС США, на X-Craft должна быть отработана «автоматическая конфигурация» замены модулей по принципу plug-and-play («включай и пользуйся»), который, впрочем, сразу же получил новое звучание -plug-and-fight («включай и сражайся»).

Но сами модули еще только создаются, и пока «включать» нечего.

Корабль насыщен электронным снаряжением и средствами автоматизации. Они позволяют иметь небольшой по численности экипаж - 16-26 человек (в зависимости от выполняемых боевых задач).

Sea Fighter был заложен 5 июня 2003 года. Спуск на воду планировался на июнь 2004-го, а всесторонние испытания должны были начаться в районе Гавайских островов в начале 2005 года. Но что-то не сложилось, и строительство затянулось. «Морского бойца» спустили на воду в феврале этого года, а передать заказчику планируют в апреле. Тем временем программа LCS перешла с иноходи на галоп, a X-Craft оказался вроде как и ненужным. Взято здесь.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100


Сайт управляется системой uCoz